Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для вас, для тех, кто верует в Аллаха и Судный День и премного поминает Аллаха. (Сура «Аль Ахзаб», 33:21)
Аллах ниспослал человечеству Коран – Книгу, Наставление на праведный путь, содержащую в себе предельно полное, ясное и открытое разъяснение Господних повелений для тех, кто стремится достичь зрелости Имана. Аллах в Коране разъясняет, каков должен быть образ мышления, образ поведения и жизни му`минов, как и ради каких целей му`мин должен прожить земную жизнь. Кроме того, Аллах ниспосылал ко всем народам Своих пророков, для того, чтобы мораль и Иман пророков и посланников стали для людей практическим примером совершенства Имана, наставлением на праведный образ жизни, как необходимо жить по заповедям Господней веры, какие моральные качества должны присутствовать у му`мина.
Всевышний Аллах повелел пророкам побуждать людей к благому и удерживать их от совершения зла и греха, поощрять их к стремлению достигнуть совершенного Имана. Кроме этого, Аллах, приводя в Коране в пример жизнь пророков, поведал об их наивысшей морали, чтобы люди избрали в пример их прекрасную мораль, единственно угодную Господу.
Для уверовавшего не существует предела в совершенствовании Имана и благочестия. И каждый, кто ищет Бога, найдет путь стать еще ближе к Нему.
Для му`минов Иман пророков и праведных верующих, упомянутых в Коране, является примером во все времена. Но важно помнить: ничто не должно считать пределом веры. Аллах в Коране особо напоминает нам, что нет границ благочестия и богобоязни:
Так бойтесь же Аллаха, насколько можете вы…» (Сура «Ат Тагабун», 64:16)
Поэтому цель каждого му`мина – стать любимым и близким рабом Аллаха.
Далее речь пойдет о примерах из Корана, где Аллах поведал нам о жизни пророков и благочестивых верующих, достигших совершенного Имана и путях обретения зрелого Имана.
Пророк Йусуф, мир ему
Одно из самых ярких повествований Корана посвящено Пророку Йусуфу, мир ему. Аллах поведал нам об испытаниях, которые были ниспосланы Пророку Йусуфу с самых юных лет и с какой зрелой верой в Господнее провидение и покорностью Его воле Йусуф, будучи еще ребенком, переносил все испытания.
Какими бы трудными ни были условия и сколь коварными и жестокими ни были заговоры против него, Пророк Йусуф, мир ему, ни на миг не усомнился в близости Всевышнего, не проявил недовольства и непокорности Аллаху, даже когда ему грозила гибель, напротив, каждое испытание еще более приближало его к Господу, укрепляло его любовь и преданность воле Всевышнего.
Для верующих, ищущих путь сближения с Господом, жизнь Пророка Йусуфа – кладезь прекрасных ярких примеров наивысшей степени веры и благочестия. В Коране приведено повествование о вещем сне, приснившемся Пророку Йусуфу, мир ему, когда тот был еще ребенком, и толкование этого сна его отцом, Пророком Якубом, мир ему:
Вот сказал Йусуф отцу: "Отец мой, истинно, я видел (во сне) одиннадцать звезд, солнце и луну, и они склонились предо мною." (Отец) сказал: "Сын мой, не рассказывай своего сна братьям, иначе они замыслят против тебя дурное. Ибо сатана для человека явный враг. Так сделает тебя Господь избранным, научит тебя толкованию событий и снов и завершит Свою милость тебе и роду Йакуба, как завершил ее Он прежде твоим отцам Ибрахиму и Исхаку. Поистине, Господь твой – Всезнающий, Мудрый." (Сура «Йусуф», 12:4-6)
Аллах даровал Пророку Якубу, мир ему, дар предвидения и понимания сути вещей и сновидений и он сказал сыну, Пророку Йусуфу, что сон его есть знамение от Аллаха и придет время, когда Господь возвысит его пред людьми, но просил сына никому не рассказывать об этом сне. Но братьям Йусуфа всегда казалось, что отец любит и более привязан к Йусуфу, нежели к ним, и ревность затмила их разум и душу, они измыслили коварный план, как избавиться от младшего брата. Этим богомерзким деянием они рассчитывали, что после смерти Йусуфа, мир ему, вся любовь отца будет обращена к ним:
Истинно, в Йусуфе и его братьях есть знамения (назидания) для вопрошающих. Они сказали так: "Йусуф и его брат милее нашему отцу, чем мы; но ведь нас больше. Поистине, отец наш в явном заблуждении." "Убейте Йусуфа или забросьте его куда-нибудь, чтобы лик вашего отца обратился только к вам. И будете вы после этого праведной общиной." Тогда сказал один из них: "Если вы задумали сделать (это), не убивайте Йусуфа, бросьте его в глубину колодца, пусть подберет его кто-нибудь из проходящих (караванов)." (Сура «Йусуф», 12:7-10)
Испросив разрешения отца, Пророка Якуба, отправиться пасти скот и взять с собой юного Йусуфа, братья ушли далеко в степь и там чудовищно расправились с братом. Схватив и связав его, они хотели убить Йусуфа, но позже передумали, и бросили его на дно высохшего колодца, будучи уверены, что он и так умрет там от голода и жажды. После этого они зарезали барашка и выпачкали его кровью рубаху юного Йусуфа, чтобы потом принести ее отцу и рассказать, как волк растерзал их младшего брата.
Но Пророк Якуб не поверил их словам, и терзаемый переживаниями за судьбу любимого сына он воззвал к Господу, прося Аллаха спасти и сохранить его. Волей предопределения Всевышнего, каждое событие жизни творящего Своей Высшей Мудростью, мимо колодца, куда был предательски брошен братьями Пророк йусуф, проходил караван торговцев. Захотев испить воды из колодца они обнаружили в высохшем колодце связанного полуживого юношу.
Освободив его, караванщик взял его с собой и, придя в Египет, продал его как раба вельможе фараона:
…Так Мы поселили Йусуфа в этой стране (Египте), Научили его толкованию событий. Всевластием Своим Аллах вершит Свой План, но большинство людей того не знает. Когда Йусуф достиг зрелости, Мы даровали ему мудрость и знание. Так Мы вознаграждаем тех, кто вершит добро. (Сура «Йусуф»,12:21-22)
Пророк Йусуф вырос, возмужал и стал необычайно красив и статен и вот жена вельможи, которому был продан Пророк йусуф, мир ему, возжелала его. Но Аллах наделил юного Пророка духовным видением, которое помогло ему противостоять искушению и предвидеть результат в том случае, если он поддастся соблазну. Жена вельможи, не получив взаимности, ослепленная яростью отказа раба, решила оклеветать его, обвинив его в посягательстве на свою честь, тем самым показать себя невинной:
Женщина, в доме которой жил Йусуф, решила совратить его, и двери заперла и сказала: "Я желаю тебя, приди ко мне". Но ответил (Йусуф): "Упаси меня Аллах! Ведь мой господин дал мне прекрасное жилище. Поистине, нечестивцы никогда не будут во благе". (Сура «Йусуф»,12:23)
Они бросились к двери, опережая друг друга, и она порвала со спины его рубаху. У двери они наткнулись на господина. Женщина сказала: "Каким должно быть воздаяние тому, кто к семье твоей желает не доброго, кроме как не заточить его в темницу и не [подвергнуть] мучительной каре?!" Йусуф сказал: "Это она пыталась соблазнить меня"… (Сура «Йусуф», 12:25-26)
И когда увидел он, что на спине разорвана рубаха, (муж) сказал: "Все это – одна из ваших [женских]козней, а козни ваши превелики! Йусуф! Ты отойди от этого, а ты [, женщина,] проси прощения за свой грех, ибо ты совершила (тяжкий) грех". (Сура «Йусуф»,12:28-29)
Невиновность Пророка Йусуфа была очевидна всем, рубаха Пророка Йусуфа была разодрана со спины, однако, не взирая на это ясное доказательство, вельможа решил заточить его в темницу на неопределенный срок. Но и здесь Пророк Йусуф не был сломлен, он взывал к Аллаху и видел высшее Господнее провидение во всем, что случилось с ним, и полностью покорился Его воле, зная, что Аллах укажет ему праведный путь спасения. Аллах принял его искреннюю молитву и отдалил его от коварных планов жены вельможи:
…Истинно, я обольстить его пыталась, но (в благочестии своем) он твердо устоял. Но если он не повинуется моему желанию, то будет заточен в темницу и будет из числа ничтожных". [Йусуф] воскликнул: "Господь мой! Темница мне милее того, к чему меня склоняют. Если Ты не избавишь меня от их мерзких козней, (боюсь) я уступлю и окажусь средь тех, кто потерял рассудок". И так Господь внял его мольбе и отвратил от него их козни, ибо, воистину, Он – Внемлющий, Знающий. После того как они увидели знамения его [невиновности], они [все ж] приняли решение заточить его на некоторое время. (Сура «Йусуф»,12:32-35)
…так [Йусуф] пробыл в темнице несколько (тяжелых) лет. (Сура «Йусуф»,12:42)
Испытания Пророка Йусуфа, начавшиеся с коварного заговора, устроенного братьями, продолжились клеветой и заточением в тюрьму на долгие годы, но на протяжении всего этого времени, он ни на миг не впал в отчаяние и не усомнился в Господней близости. Он молился Аллаху с надеждой и верой, что Господь пошлет ему помощь, был уверен, что все эти испытания Аллах создал с великим благом и мудростью для него, проявил наивысшую стойкость и мужество в терпении и вере. И воздаяние Аллаха за крепость Имана было, воистину, великим.
По прошествии нескольких лет правитель Египта увидел некий странный сон, который очень встревожил его. Он вызвал к себе всех толкователей и провидцев со всех земель. Но они были бессильны разъяснить ему суть этого сна. И как-то раз слуга правителя, услышав о том, что никто не может разъяснить сон царя, вспомнил о Йусуфе, с которым он пробыл в тюрьме несколько лет и который когда-то разъяснил ему вещий сон и сон тот исполнился в точности как сказал Йусуф. Слуга сказал о нем правителю, как о лучшем толкователе снов.
Правитель велел тотчас привести к себе Пророка Йусуфа, мир ему, но Пророк отказался покинуть темницу прежде, чем ему не будет вынесен оправдательный приговор и будет обеспечена безопасность от посягательства знатных женщин. Он передал правителю просьбу вызвать к себе жену визиря и женщин, некогда клявшихся, что он посягал на жену вельможи, и расспросить их о произошедшем с ним событии, дабы истина была произнесена, и все узнали правду о невиновности Пророка Йусуфа. И женщины признались перед правителем Египта в своем коварном обмане:
…Они ответили: "Упаси нас Аллах! Нам неизвестно о нем ничего дурного". А жена того знатного вельможи сказала: "Открылась истина теперь. Я пыталась обольстить его, но он остался из (числа) правдивых. " (Сура «Йусуф», 12:51)
Сразу после их признания Пророк Йусуф, мир ему, передал посланнику царя:
"[Я просил] об этом ради того, чтобы [мой прежний господин] узнал, что я не предал его в его отсутствие и что Аллах свершиться не позволит злым умыслам изменников неверных. Я себя оправдывать не стану, ведь нафс человека толкает его ко злу, если Господь мой милостью ее не осеняет. Воистину, мой Господь - Прощающий, Милосердный". (Сура «Йусуф», 12:52-53)
Эти слова Пророка Йусуфа показывают, какой возвышенной степенью Имана и морали он обладал. Он твердо веровал, что близость и помощь Аллаха всегда пребывает с верующими и терпеливыми, а козни и заговоры неверующих в Господа, все равно окажутся тщетными. Степень веры Пророка Йусуфа явствует из его покорности предопределению Аллаха и упования на помощь Всевышнего.
Какими бы тяжелыми и безнадежными не казались обстоятельства долгих лет жизни Пророка Йусуфа, он всем сердцем верил, что Аллах очень близок к нему и Аллах хочет провести его через целый ряд этапов, которые помогут осуществить его высшее предназначение, установленное для него Всевышним.
Еще один очень важный урок и напоминание Аллаха для му`минов дает нам повествование Корана о Пророке Йусуфе, мир ему: даже перед лицом откровенного вероломства и клеветы Пророк Йусуф никогда не поддавался голосу нафса, не доверял его дурным внушениям и не пускал в сердце сомнения в Господней помощи, ибо он знал, что в мирской жизни нафс всегда побуждает ко злу, так установил Аллах.
Осознание этой истины мирского бытия присуще лишь людям, достигшим высшей степени Имана. Потому что нафс неизменно руководим сатаной, нафс всегда подчиняет себе людей, которые не слышат голос совести и забыли об Аллахе, нафс очень коварен и склоняет человека ко злу всегда, скрывая богомерзкие деяния под личиной благодеяния.
Отношение Пророка Йусуфа к своему нафсу показывает, как смирил он своим духом и Иманом его богомерзские внушения, что свидетельствует о глубинной и зрелой вере. И, истинно, того, кто твердо верует в предопределение Аллаха и покорен Его воле, всегда ждет благой итог. И воздаяние Аллаха за крепость Имана и покорность Его воле было, воистину, великим в обоих мирах.
Аллах вознаградил Пророка Йусуфа великой властью и могуществом. Правитель Египта назначил его хранителем и распорядителем зернохранилищ, складов и запасников всего Египта и Аллах сообщил ему благую весть об обители Рая и о том, что в ином мире вознаградит всех благочестивых великой наградой:
Так Мы даровали Йусуфу могущество в земле [египетской] и власть, дабы он поселился там, где он захочет. Мы воздаем Нашей Милостью тому, кого сочтем Своим желанием и не дадим пропасть награде тех, кто делает добро. Награда же будущей жизни для тех, которые уверовали и богобоязненны, много лучше и краше. (Сура «Йусуф», 12:56-57)
Пророк Сулейман, мир ему
Один из этих благословенных Посланников Аллаха Пророк Сулейман, мир ему. В Коране ниспослано много преданий о Пророке Сулеймане и в каждом из них содержатся важнейшие наставления и примеры высоты Имана, которые Аллах показывает в личности Пророка Сулеймана уверовавшим:
Мы даровали Дауду Сулеймана. Какой прекрасный был он раб, ибо он все время был обращающимся (к Аллаху). (Сура «Сад», 38:30)
Аллах наделил его великой мудростью и могуществом, дал ему во владение колоссальную власть и богатство, дал ему в услужение джиннов и птиц, могущественные армии, знание тайного и сокрытого.
Пророк Сулейман стал обладателем власти и могущества, которой никто более не обретал после него и стал правителем великого, могущественнейшего государства, столицей которого был Иерусалим.
Пожалуй, самым важным указанием, особо упоминающимся в Коране, является глубокая зрелая вера и высокая мораль, достойная человека, искренне уверовавшего в Господа. Аллах испытывал Пророка Сулеймана многими благами, радостями и печалями.
Но во всех испытаниях , с какими бы горестями и благостями он ни встречался на пути, он всегда обращался с благодарностью только лишь к Аллаху и каждое свое решение принимал только упоминая имя Господа и обращался к Нему с мольбой о наставлении, уповая на Его Милосердие и Милость. Аллах так сообщает в Коране уверовавшим о молитвах Пророка Сулеймана:
… "Господь мой, внуши мне быть благодарным за ту Милость, что Ты даровал мне, моей матери и отцу вершить благие дела, которые угодны Тебе и введи меня Твоей милостью в число рабов Твоих благочестивых. " (Сура «Ан Намль», 27:19)
(Сказал Сулейман:) "Господь мой, прости мне и даруй мне власть, какой не будет наделен никто после меня. Истинно, Ты - Дарующий без воздаяния." (Сура «Сад», 38:35)
Аллах принял молитву Пророка Сулеймана и даровал ему от Себя великие богатства, власть и сокровенные знания.
Так, волей Аллаха, Пророк Сулейман стал обладателем власти и могущества, которой никто более не обретал после него и стал правителем великой, могущественной страны, сильнейшего и богатейшего государства того периода в мире. Но Аллах обетовал Пророку Сулейману великое воздаяние и в ином, вечном мире. Аллах в Коране сообщил о Пророке Сулеймане следующее:
Воистину, ему уготована близость к Нам и прекраснейшая обитель. (Сура «Сад», 38:40)
Пророк Сулейман, мир ему, был наделен Аллахом колоссальным богатством, властью и был возвышен перед Всевышним за искренность веры своей и благодарность Господу, за то, что все блага, дарованные ему, он расходовал на пути служения Господу и прославления Имени Всевышнего. Великие возможности, которыми обладал Пророк Сулейман, еще больше приблизили его к Аллаху. И всякий раз, когда, увлеченный земными благами, он забывал о благодарности Богу, Пророк Сулейман раскаивался в своем небрежении:
..."Истинно я, предпочел любовь к благам поминанию Господа моего...." (Сура «Сад», 38:32)
Только лишь истинно верующим, обретшим высшую степень Имана, присуще подлинное благочестие и, даже обладая огромным богатством и властью, они никогда не позволят себе кичиться своим богатством, а всегда помнят, что все это даровано им во временное пользование Милостью Аллаха ради служения Ему. Пророк Сулейман расходовал все свое богатство, которым Аллах наделил его, для служения пользе своей веры – приобщения других людей к вере в Единого Бога, через красоту и великолепие жизни уверовавших, к смирению и покорности Его воле.
Аллах привел прекрасную мораль и мудрость Пророка Сулеймана в Коране как пример всем верующим. Му`мины должны брать пример с деяний и морали пророка Сулеймана, стремиться быть такими же искренними, стойкими в вере, справедливыми, скромными и мудрыми душой.
Жена фараона
Жена фараона, имевшего власть над всеми народами могущественного Египта, была праведной женщиной, веровавшей в Единого Бога. Она, в отличие от мужа, известного как одного из самых жестоких правителей за всю историю мира, обладала совершенно иным нравом. Ее имя Аллах упоминает для нас в Коране как одну из самых благочестивых и добродетельных женщин-мусульманок.
Предопределением Аллаха жена фараона, праведнейшая из женщин, жила в одном доме с одним из самых жестоких тиранов в истории, что было для нее великим мирским испытанием.
Совершенный и глубинный Иман жены фараона в Коране приведен в качестве примера для всех мусульман на все времена:
Для тех, которые уверовали, Аллах приводит примером жену фараона… (Сура «Ат Тахрим», 66:11)
Аллах приводит нам пример жены фараона, как образец высшего благочестия, ведь, находясь долгие годы под угрозой смерти, вынужденная таить свою веру ото всех, она уверовала в Аллаха и следовала воле Единого Бога. Она жила в окружении величайшего богатства, но не обольстилась ими, как это часто бывает с людьми без веры, проявила мужество в вере и преданности заповедям Аллаха, всегда обращаясь к Нему с молитвами.
В то время большая часть жителей Египта свято верила, что фараон обладает некими божественными силами, данными ему свыше. Фараон, используя веру народа, провозгласил себя наместником Бога на земле. (Да простит нас Господь за эти слова). Но культ фараона не отдалил жену фараона от осознания истины Единства Аллаха и Его беспредельного могущества.
Находясь в столь опасной обстановке, живя под одним кровом с жестоким и безбожным, восставшим против Бога правителем, она уверовала в Аллаха. Она была одинока и ей некому было раскрыть свою веру, ибо фараон непременно узнал бы об этом, и смерть ее была бы неминуема, но она твердым знанием верила в существование Всевышнего, Единого Господа и понимала абсурдность всех языческих верований и ересей, господствовавших то время в Египте.
Несомненно, понимание Истины среди океана ересей возможно лишь Господней милостью и верность Господнему вероуставу в такой атмосфере решится сохранить лишь тот, кто искренне и всецело предан Аллаху и испытывает перед ним благоговейный страх. Бесспорно, жизнь среди безбожников и язычников для человека уверовавшего – очень тяжелое испытание. Жена фараона обладала совершенным Иманом, воодушевлявшим ее на мужество, сохранение силы воли, ума и чувств среди смертельной опасности, окружавшей ее каждый миг во дворце.
Она тайно веровала в Единого Бога и исполняла все Господние заветы, избрав самую разумную тактику, ибо вынуждена была спасать свою жизнь. И ее ум, мужество, искренняя преданность Богу, несокрушимая стойкость Имана и благочестие являются прекрасным примером для всех женщин-мусульманок и всех мусульман.
Для тех, которые уверовали, Аллах приводит примером жену фараона. Она говорила: "Господь мой! Возведи мне жилище в Своем Раю, избавь меня от фараона и его деяний и спаси меня от нечестивого народа!" (Сура «Ат Тахрим», 66:11)
Жена фараона, живя в роскоши и богатстве, не поддалась страстям и обольщением мирской жизни, а предпочла жить ради благоволения Аллаха, ведь главным для уверовавшего человека является благоволение Аллаха и его довольство.
Поэтому жена фараона, одна из двух женщин, упомянутых в Коране, есть совершенный образ благочестивой мусульманки, и хотя она не была пророком, ее искреннее смирение перед Всевышним, высшее терпение и зрелый Иман, Аллах показывает всем мусульманам в Коране как пример, к которому должно стремиться.
Пророк Муса, мир ему, и вера магов
Когда Пророк Муса, мир ему, по повелению Аллаха вернулся в Египет и, исполняя волю Господа, пришел к фараону, чтобы рассказать ему о Едином Творце, призывая фараона раскаяться в ереси, фараон насмеялся над пророком, обвинив его во лжи. Фараон в гордыне решил устроить состязание своих лучших колдунов и магов с Пророком Мусой, чтобы уличить его «во лжи» и беспомощности перед магами фараона.
Фараон понимал, что иудейский народ склонялся к тому, чтобы уверовать в слова Пророка, и фараон теряет власть над народом Израилевым, что привело бы к катастрофическим последствиям для экономической мощи страны. Фараон очень боялся, что народ Израилев отвергнет культ обожествления фараона и обратится к истинной вере в Единого Аллаха.
Фараон и его ближайшее окружение обвинили Мусу в желании разрушить многовековую веру Египта и прибрать власть в стране в свои руки. Фараон и его окружение имели колоссальную прибыль от существовавшей системы религиозных воззрений и ее разрушение повлекло бы тяжелые экономические и политические последствия, фараон утратил бы всю свою власть и влияние.
Тогда он замыслил представить Пророка Мусу как обычного колдуна, стремящегося обманом получить власть над народом, чтобы на глазах у всех унизить Пророка и объявить его лжецом, а самому еще более упрочить свою власть и показать себя справедливым правителем. Так он надеялся спасти культ фараона и даже основательно укрепить его в Египте.
В назначенный фараоном день состязания, Пророк Муса и лучшие маги и чародеи Египта собрались в самом центре города, в присутствии толп жителей. Колдуны, дабы показать свои магические силы, бросили наземь посохи и, используя особые уловки и хитрости, показали людям, как посохи пришли в движение.
Когда наступила очередь Пророка Мусы, он тоже бросил свой посох на землю, и по воле Аллаха, посох обратился в змею и проглотил другие посохи магов. Превосходство Пророка над магами и чародеями было очевидно. Происходившее на площади перед фараоном описывается в Коране:
[Маги] сказали: "О Муса! Хочешь ли ты бросить [посох] первым, или мы будем бросать?". "Бросайте!"– ответил он. И когда они бросили [посохи], то околдовали они глаза людей и поразили их страхом, представив всем великое чародейство. Тогда Мы внушили Мусе: "Брось свой посох!" И вот вмиг [увидели они, как посох заглатывает то, что сотворили [маги]. И утвердилась истина, и тщетным оказалось то, что они творили. Так были побеждены и превратились в униженных и жалких(Сура «Аль А,Араф», 7:115-119)
Чудеса, явленные пророком Мусой, обратили к вере даже колдунов и магов, признавших Могущество Господа:
И чародеи пали ниц в поклоне и сказали: "Мы уверовали в Господа миров, в Господа Мусы и Харуна. (Сура «Аш Шуара», 26:46-47)
Победа, одержанная Пророком Мусой над колдунами и магами и признание ими Пророка Мусы как посланника Всемогущего Единого Бога, стало ударом для фараона. Реакция его была жесткой, да и как могло быть иначе: он был унижен в глазах своего народа, показал свою беспомощность, в то время как объявлял себя богом, да к тому же Муса, мир ему, своей победой стал представлять реальную угрозу власти фараона и государственному строю. Фараон, ослепленный гневом, повелел убить всех магов, признавших Могущество Единого Господа:
[Фир'аун] воскликнул: "Ужель вы уверовали в него до того, как я дал вам свое разрешение? Воистину, он – ваш глава, который научил вас колдовству. Я велю отрубить вам руки и ноги накрест, распять на пальмовых стволах. И тогда вы узнаете, чья кара страшней и продолжительнее будет". (Сура «Та–Ха», 20:71)
Маги, перед лицом угрозы расправы со стороны фараона-тирана, уверовали в существование Аллаха и склонились в земном поклоне перед Всевышним. Не испытывая и тени страха, не ища оправданий перед фараоном, не думая о какой - либо выгоде и спасении своих жизней, они перешли на сторону Пророка Мусы и раскаялись перед Всевышним Господом за то, что вышли и сражались против Пророка Мусы:
[Колдуны] ответили: "Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными знамениями, что явились нам и выше Того, Кто сотворил нас. Так выноси же свой приговор! Но ведь приговор твой простирается на (краткое мгновенье) этой жизни. Воистину, мы уверовали в Господа нашего, чтобы простил Он нам наши грехи и колдовство, к которому ты нас принудил. Ведь Аллах лучше (воздаянием) и вечностью (награды) ". (Сура «Та–Ха», 20:72-73)
Этот пример, приведенным нам в Коране, показывает, какую силу духа и мужество обретает человек, всем сердцем и душою предавшийся Аллаху. Это и есть один из коранических примеров зрелости и искренности Имана, ведь если бы маги хотели получить какую-либо выгоду из плана, разработанного фараонам, они бы никогда не перешли на сторону Пророка Мусы и не уверовали бы в Единого Бога, потому что в данной ситуации признание Единого Бога означало прямую угрозу их жизни, но страх смерти не отдалил магов от Истины, ибо страх перед Всевышним стал для них сильнее всех иных мирских страхов.
Для человека, уверовавшего в существование Господа, все мирские страхи и страсти перестают существовать, вернее теряют пугающую суть. Ведь му`мин понимает, что все события его жизни происходят по повелению Всемогущего Аллаха и Аллах видит их каждый миг и не даст страданий праведным рабам Своим.
Иман не может родиться в душе человека, который пытается веровать в Аллаха только в определенные, благоприятные для него моменты, когда ему ничто не угрожает и не утруждает, потому что Иман не может быть обусловлен чем-либо.
Иман – это совершенное предание себя воле Аллаха, не зависимое от каких-либо условий мирского бытия. И пример Имана магов, который Аллах ниспослал нам в Коране, есть пример искренней, совершенной веры, не допускающей никаких условий или ограничений в предании себя Всевышнему Аллаху.
Повествование Корана о двух владельцах садов
Аллах передал пророку мухаммаду (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего) откровение о двух владельцах виноградных садов и через откровение Аллаха событие, произошедшее за много столетий до ниспослания Корана, дошло до всех людей и будет известно всем поколения до Дня Конца Света:
Ты приведи им притчу о двух мужах: одному из них Мы даровали два виноградника, оградили их пальмовыми рощами, а между обоими виноградниками поместили злаковую ниву. В обоих садах созрели плоды, и ничто из плодов не пропало. И по Нашей воле меж виноградниками тек ручей. У одного (владельца) были и [другие] места, дававшие плоды… (Сура «Аль Кахф», 18:32-34)
Нрав и характер одного из этих людей в Коране приводится как назидание, поучительный урок, тогда как поведение и нрав другого участника стали примером совершенного Имана, угодного Аллаху.
Один из владельцев виноградника был много богаче другого, всегда кичился своим богатством и был распущенного нрава. Плодородие и красота виноградника вселяли в него уверенность, что так будет всегда. Видя, что он превосходит богатством и мощью другого человека, он считал, что имеет право быть надменным и высокомерным по отношению к другим.
…и сказал он, [возгордясь], своему товарищу во время беседы: "Я богаче тебя и имуществом, и людей у меня больше, чем у тебя ". (Сура «Аль Кахф», 18:34)
Этот человек впал в глубокое заблуждение и грех, ибо полагал, что, обладая красивым и благодатным виноградником, он не нуждается более в Господнем благоволения для укрепления своего положения и не нуждается в вере, которую ниспослал людям Аллах, что показывало его глубокую невежественность и неверие:
Греша против своей души [подобными мыслями], он как-то вошел в свой виноградник и сказал: "Не думаю, чтобы пропасть могло когда-нибудь все это. И я не думаю, что Судный Час настанет, а если все же к Богу моему я буду возвращен, то, несомненно, я обрету там нечто лучшее, чем это". (Сура «Аль Кахф», 18:35-36)
Аллах в этом аяте обращает наше внимание, что обладатель виноградника возгордился перед Господом и забыл о благодарности Ему, ибо был уверен, что с его виноградником ничего не может случиться и никакая сила вовеки не уничтожит его. Но высокомерие его и невежество привели его в итоге к печальному концу. Аллах упоминает его в Коране как «угнетателя своей души».
Аллах так же упоминает и о втором владельце виноградника. Этот человек тоже был состоятельным и богатым, но менее, чем другой владелец сада. Но его богатство и могущество не ослабило его Иман и не отдалило от благочестия, и он сразу заметил неискренность и небрежение к Богу в словах соседа и так наставлял его:
…"Неужели ты отрицаешь Того, Кто сотворил тебя из праха, потом из капли воды и придал тебе облик человека? Он – Аллах, мой Господь и я не поклоняюсь наряду с моим Господом никому. И почему же, когда ты вошел в виноградник, не сказать тебе: «Хвала Аллаху, нет мощи, кроме как от Аллаха?» Если ты считаешь, что я бедней тебя богатством и детьми. (Сура «Аль Кахф», 18:37-39)
Он наставляет своего соседа, дабы тот не кичился своим имением и не превозноситься в гордыне пред Аллахом, Который даровал ему эти блага:
Как знать, ведь может статься, что мой Господь дарует мне сад лучше твоего, а на твой виноградник навлечет несчастье с неба, и он превратится в [землю] пустую, на которой ничего не произрастает, или же воды [виноградника] уйдут под землю, и ты не сможешь вернуть их". [И случилось так, что] погибли плоды у него, и стал в отчаянии ломать он руки, [сожалея] о том, что вложил он в свой виноградник, лозы которого обрушились с подпорок. И он говорил: "Горе мне, если бы я не придавал ничего в равне Господу моему!" И не было у него, кроме Аллаха, никого, кто пришел бы ему на помощь, и он сам себе не мог помочь. Лишь у Аллаха, истинного Бога, ищи защиты и спасения себе. Он – Лучший из дающих воздаяние и правый исход. (Сура «Аль Кахф», 18:37-39)
Мораль, проявленная вторым владельцем виноградника, угодна и одобряема Аллахом. Его поведение, взгляд на события, манера разговора и образ мыслей являются признаками глубокого Имана.
Поэтому Аллах передал Пророку Мухаммаду, с.а.с, повествование о двух владельцах виноградников, дабы донести ее до знания всех верующих как пример и поучительный урок. И в сравнении двух этих характеров ясно видно, что есть невежество и небрежение к Богу и что есть глубокий и крепкий Иман, угодный Аллаху.